☰ Все темы
Закрыть

Содержание статьи

Вопрос-ответ
16 583 29.09.2023 13 мин

В каких автомобилях оцинкованный кузов

Содержание статьи

Кузов – одна из наиболее затратных статей ремонта автомобиля. Появлению ржавчины способствуют дождь, снег, повышенная влажность. Дорогостоящего ремонта помогает избежать оцинковка кузова. В зависимости от модели и типа обработки автомобили не подвергаются коррозии от 6 до 12 лет. Такую гарантию приводят производители. На некоторых оцинкованных машинах ржавчина не появляется до 30 лет. Необработанный металл подвергается ржавчине уже через 2-4 года. Процессы ускоряют погодные условия России и реагенты, которыми обрабатывают дороги от гололеда.

Благодаря обработке цинка создается протекторный слой. Он защищает не только верхнюю часть транспортного средства, но и его днище и стойки. Частичная оцинковка не дает такого эффекта, хотя многие производители используют именно такой метод для снижения затрат. Тип оцинковки обычно указывается в одном из разделов  технической документации на автомобиль. Если в ПТС информации нет, можно попробовать проверить по VIN коду, который указан на двигателе. 

Оцинкованный кузов

Фото: etxt.ru

Что такое оцинковка кузова

В автомобильной промышленности используют сталь, которая подвержена появлению ржавчины. Осадки, специальные реагенты, которыми посыпают дороги во время гололеда, пагубно воздействуют на металл. Чтобы процесс замедлить, автомобиль покрывают краской и лаком. Но при малейших царапинах, сколах «оголенные» участки ржавеют. Цинкование защищает автомобиль от появления ржавчины и предупреждает коррозию, продлевает срок службы в несколько раз. При воздействии окружающей среды окисляется и разрушается верхний слой цинка. Скорость разрушения – до 6 мкм в год в зависимости от внешних факторов. Тем самым сам металл не взаимодействует с окружающей средой. В результате кузов не подвергается коррозии длительное время. Цинковое покрытие варьируется может составлять от 2 до 16 мкм.. 

Виды и типы цинкования кузова

Обычно цинков покрывают всю поверхность или отдельные детали. Выделяют три вида обработки:

- Полная. При которой слой цинка наносится на все элементы, включая труднодоступные полости.

- Частичная.

- Узловая. Обработка цинком осуществляется в сварных швах, местах креплений. 

В производстве применяют различные типы оцинковки: 

Горячая оцинковка

Это самый надежный метод, но в то же время наиболее сложный и затратный. Он гарантирует:

- Долговечность металла.

- Повышенную устойчивость к ударным нагрузкам.

- Небольшие повреждения кузова могут самостоятельно восстанавливаться за счет отложений цинка. 

Для нанесения цинкового слоя автомобиль погружают в специальную ванну с цинком, расплавленном при температуре от 500 до 4000 градусов по Цельсию. При таком виде обработки слой цинка будет составлять 10−100 мкм. Горячую оцинковку применяют в производстве автомобилей, например, Porsche, Audi, Ford, Volvo. Porsche, Chevrolet, Škoda, Cadillac.

Гарантия на кузов такой оцинкованной машины от проявления коррозии металла – около 15 лет.  Из недостатков – высокая стоимость обработки.

Гальваническая оцинковка

Более распространенный способ - гальваническая оцинковка. Она обходится экономичнее, поэтому применяется чаще. Через цинкосодержащий электролит, в который погружают кузов, пропускают электрический ток. Это позволяет нанести ровный тонкий слой цинка толщиной 2 до 15 мкм. 

Преимущества гальванической обработки:

- Невысокая себестоимость при производстве.

- Гарантия от появления коррозии до 10-12 лет.

- Можно использовать для нанесения цинка на отдельные детали перед установкой.

Большинство моделей автомобилей среднего класса и категории премиум оцинкованы именно таким способом. Гальваническую оцинковку применяют на заводах BMW, Toyota, Opel, Volkswagen, Mitsubishi, Chevrolet, Nissan, некоторые модели Mazda. Гальваническая оцинковка стала использоваться на заводе УАЗ в производстве Patriot. 

Автомобиль Toyota производят уже из оцинкованного металлопроката. После сборки обрабатывается дополнительно в гальванической ванне. Список некоторых марок автомобилей с гальванической оцинковкой приведен в таблице:

Марка Обработка Слой цинкования Дополнительная обработка
BMW M3, M4, M5, M6, X1, X3, X5, X6m, Гальваническая. двусторонняя 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. От электрохимической коррозии
Chevrolet Aveo / Camaro/ Captiva / Cobalt/ Corvette/ Cruze / Express / Impala / Malibu / Niva / Tahoe / Tracker / Traverse Гальваническая. двусторонняя 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. Нанесение фосфатного покрытия
Honda Accord/Civic/ Cr V Гальваническая. двусторонняя 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. Плазменная сварка узловых соединений
Opel Adam 1 поколение/ Ampera/ Combo, Zafira C/ Movano B/ Cascada 1 Гальваническая. двусторонняя 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. Плазменная сварка узловых соединений
Toyota Camry/ Auris/ Avensis Гальваническая. двусторонняя 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. Плазменная сварка узловых соединений
Lexus Rx/ Es/ Gs Gx/ Rc/ Ux 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года).. Плазменная сварка узловых соединений
Mazda 3/ 6/ Cx9/ Familia 10-15 мкм Плазменная сварка узловых соединений
Volkswagen Beetle/ Amarok/ Caravelle/ Crafter/ Golf/ Jetta 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года)..
Nissan Almera/ Maxima/ Murano/ Juke/ Qashqai/ March/ Gt-r 10 - 12 мкм (в автомобилях, до 2015 года), около 10-15 мкм (с 2016 года)..

Холодная и цинкрометаллическая оцинковка автомобиля

Это наиболее бюджетные виды обработки. Их стали использовать не так давно. С точки зрения маркетинга такой кузов называют оцинкованным, но в качестве долговременной защиты от коррозии он не эффективен. Дело в способе обработки. При холодной оцинковке цинк добавляют в грунт. Поэтому он защищает кузов только до появления царапин и сколов. 

Со временем ржавеют все автомобили. От вида обработки зависит, через какое время слой цинка перестанет защищать кузов, и окружающая среда начнет воздействовать уже на металлопрокат. 

Этот способ применяется в производстве бюджетных моделей автомобилей, например, Лада Гранта или Веста. Также такой тип оцинковки применяется в моделях Hyundai и Mazda. 

Марка Метод оцинковки
Mazda 2/ 5/ Atenza/ Axela Цинкометалл
Lada Granta/ Priora/Xray/ Vesta/ Largus Цинкометалл. При выпуске Xray, Vesta дополнительно обрабатывается кузов фосфатом.
Hyundai Accent/ Elantra/ I30 Цинкометалл

Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?

Вид и тип оцинковки указан в технической документации на автомобиль. Если приобретать машину на вторичном рынке, то необходимо запрашивать ПТС у предыдущего владельца. Тип оцинковки можно узнать:

- Из технической документации на автомобиль. В ПТС в разделе «Кузов» может быть указано наличие оцинковки. Некоторые производители информацию об обработке вносят в раздел «Особые отметки». 

- Еще один способ - проверить транспортное средство по VIN коду (идентификационному номеру). Он состоит из 17 символов. Он указан в ПТС и на двигателе. Номера в документации и в автомобили должны совпадать. По VIN-коду можно увидеть обозначения: Z означает, что оцинковано только днище. ZZ- днище+ крылья. ZZZ весь кузов.

- Некоторые проверяют наличие оцинковки магнитом. К металлу магнит будет притягиваться, а цинку нет.

- По марке и году выпуска автомобиля на сайтах автозаводов или у официальных дилеров можно найти информацию, какой тип оцинковки применялся.

Определить наличие цинкового слоя визуально вряд ли получится. Это можно сделать только в заводских условиях. Поэтому надежнее покупать автомобиль через автосалон. 

Но специалисты всегда точно скажут, подвергался ли автомобиль кузовному ремонту. 

Недорогие авто с оцинкованным кузовом

В продаже есть машины, у которых кузов оцинкован полностью. Причем, у некоторых применялся метод горячего цинкования. Список авто будет полезен потенциальному покупателю. Среди них есть и недорогие модели. 

- Ford Focus и Fiesta. Про эту марку говорят, что кузов не ржавеет и через 20 лет эксплуатации. Модели, которые были выпущены до 2011 года, сейчас продают по цене около 250 тыс. рублей.

- Renault Megane. Стоимость зависит от года выпуска, пробега, состояния и многих других параметров. 

- Volkswagen Golf. Про этот автомобиль неплохие отзывы. Машина подходит для российских автодорог. Поддержанное авто можно приобрести за 200-300 тысяч рублей.

- Nissan Almera. Этот автомобиль называют в числе машин с качественной оцинковкой. Цена начинается от 150 тыс. рублей.

В каких машинах цинковый кузов

По качеству цинкования в лидерах находится Audi. Обрабатывать автомобиль цинком начали с 1986 года. Внедорожник Audi Q8 оцинкован с помощью горячей обработки. Нержавеющими машинами называют Ауди А6 и А4. 

Нельзя не сказать о немецком BMW X5. Хотя в производстве применяется гальваническая оцинковка. Это гарантирует, что ржавчина не появится как минимум 10 лет. Гальваническим способом обрабатывают также  модели Mercedes.

Слой цинка Volvo XC90 составляет до 10 мкм. Металл обработан с двух сторон с применением горячей оцинковки.

На российский рынок оцинкованные машины поставляет Китай. Это Geely, Haval, Chery. В производстве большинства автомобилей этих марок применяют гальваническое цинкование.

В Корее используют обычно более экономичный вариант обработки - холодное цинкование. Поэтому популярные у россиян Hyundai Solaris и KIA RIO подвержены коррозии.

Сравнение кузова с оцинковкой и без

Тип оцинковки Степень обработки Гарантия производителя до появления коррозии Степень надежности Вред для экологии при производстве
Прокат и детали обработаны с помощью гальванической оцинковки с двух сторон.Модели Audi, Cadillac, Ford, Volvo, Porsche Полная У новых автомобилей около 20-30 лет Очень высокая При производстве выделяются вредные вещества. Сам цинкованный метал уже в процессе эксплуатации токсичных газов не выделяет.
Прокат и детали обработаны с помощью гальванической оцинковки с двух сторон.Модели BMW, Chevrolet, Citroen, Honda, Renault Полная Около 15 лет Очень хорошая При производстве выделяются вредные вещества. Сам цинкованный метал уже в процессе эксплуатации токсичных газов не выделяет.
Прокат и детали обработаны с помощью гальванической оцинковки с двух сторон.Модели Geely, Haval Частичная Около 11-13 лет Хорошая При производстве выделяются вредные вещества. Сам цинкованный метал уже в процессе эксплуатации токсичных газов не выделяет.
Обработка цинкрометалломHyundai, KIA Частичная герметизация зон ликвации сварки и стыков Около 11 лет Приемлемая Незначительный вред
Применяется холодная оцинковкаCherry, Datsun Частичная Около 5-6 лет Низкая Незначительный вред
Не оцинкованы Нет. Только нанесение обычного антикоррозийного слоя 2-4 года Очень низкая Нет

Особенности, которые есть только у оцинкованных авто-кузовов

Главным преимуществом оцинкованных авто является долговечность. Автомобиль выглядит презентабельно, пока не начинает разрушаться кузов. Но при этом важно учитывать и само качество металла. Современные автомобильные концерны в целях снижения затрат при производстве стали использовать более тонкие листы металлопроката. В таких случаях горячая оцинковка не будет надежной. Например, таким качеством металла отличаются последние американские Ford Focus. 

У российских моделей ВАЗ и УАЗ оцинкованы отдельные детали кузова. На заводах чаще применяют метод холодного цинкования. Поэтому в этих автомобилях не обеспечена надежная защита от коррозии. На некоторых машинах используют частичную горячую обработку цинком. У последних Лады Веста и Лады X-RAY методом горячего цинкования обработаны навесные панели кузова. Горячее цинкование стали применять с 2014 года и на автомобилях УАЗ «Патриот». Но дешевыми новые российские автомобили с оцинкованным кузовом не назовешь. В современных Лада Веста оцинкованы все элементы кроме крыши. Но днище автомобиля и арки колес обработаны антикоррозионным составом. Новая Лада Веста с механической коробкой передач обойдется в 1,6-1,7 млн. рублей.