Какие автомобили производятся в России
Содержание статьи
Невзирая на санкции, в России по-прежнему выпускается много марок автомобилей. Если большая доля из них принадлежала преимущество европейским брендами и некоторым азиатским, то сейчас выпуск осуществляется своими силами, сборкой оставшихся на складах машинокомплектов после ухода импортных брендов и совместное производство с Китаем, Ираном и прочими дружественными странами. Главная цель любого подобного предприятия состоит в создании новых рабочих мест, сокращении себестоимости готовых моделей за счет меньших транспортных затрат и оптимизация таможенных пошлин. Выгода ощутима для обеих сторон. Производитель машинокомплектов поставляет больше продукции, которые доставить заказчику намного проще, чем в готовом изделии.
Государственные законы и рекомендации
Параллельно с ограничениями для работы иностранных компаний в РФ Правительством были приняты определенные законы. Одним из таких стал проект, в соответствии с ним всем государственным служащим рекомендуется пересесть на автомобили преимущественно российских марок. Одновременно вместе с тем было принято решение по контролю за ценами на авто, чтобы те при увеличении спроса не начали подниматься вверх. Данное положение применимо к государственным служащим любой категории, а в перечень рекомендованных марок автомобилей входят:
- Lada;
- УАЗ;
- Москвич;
- Aurus.
Высокопоставленным лицам разрешено пользоваться автомобилями марки Haval и других моделей из Китая, так как сборка организована на территории Российской Федерации.
Президент В.В. Путин поручил разработать стратегию развития автомобильного машиностроения в стране. По документу существенный прирост в количестве российских марок и заводов должно увеличиться к 2035 г. Одновременно с классическими автомобилями на бензине или дизельном топливе разрабатываются проекты по выпуску моделей на водороде, газу, смешанных видах топлива и электричестве. Соответствующие документы были приняты 5 и 23 августа 2021 г.
Чтобы ускорить переход государственных служащих и чиновников на российские модели автомобилей в Госдуму 11 сентября был внесен новый законопроект. Им предусмотрены противодействующие меры для приобретения иностранных автомобилей для служебного пользования. Президент выступил на VIII ВЭФ-2023 с предложением о полном запрете государственных закупок иностранных авто. Но это не обязывает утилизировать используемые в данный момент ради покупки новых российских. Парк машин будет меняться постепенно по мере выхода из строя старых моделей.
Где открыты новые заводы?
В России в последние 2 года не создавались новые заводы по выпуску автомобилей. Были преобразованы те, которые оставили после себя западные производители. Это позволило с меньшими затратами организовать крупноузловую или детальную поэлементную сборку новых моделей с частичным производством компонентов. Например, продажа Лада Гранта увеличились на 12%, а Лада Веста – на 7% по сравнению с прошлым отчетным годом. А после ухода корейцев на складах внезапно обнаружились 70 тыс. машинокомплектов, из которых была организована на старом месте сборка 4-х моделей Сорялис. Конечно, не без помощи китайцев, так как части ключевых электронных компонентов нет.
Сейчас действуют и выпускают новые автомобили следующие предприятия:
- АвтоВАЗ;
- КамАЗ;
- ПАЗ;
- УАЗ;
- Тонар;
- Солерс-Елабуга и др.
Производства автомобилей расположены в таких городах, как Калининград, Татарстан, Санкт-Петербург, Калужская область, Владивосток, Тульская область и др. На территории современной России производятся как грузовые, так и легковые автомобили разной категории.
ТОП-6 российских автопроизводителей с моделями автомобилей
Название завода | Марки транспортных средств | Категория | Начало производства | Цена, от | Условия выпуска |
---|---|---|---|---|---|
АвтоВАЗ | Vesta, Granta, Largus, Niva | Легковые – седаны, универсалы, компактвены | с 16 мая 2011 начал выпускаться автомобиль марки Lada Granta | 699 900 руб. | Полноценное производство на 80% из своих комплектующих. |
АвтоГАЗ | Газель, Соболь, Газель Next, Садко, Бизнес | Грузовые малотоннажные машины – фургоны, грузовики, автобусы и разная спецтехника. | Завод работает с 1996 г. Модель ГазельНекст выпускается с 2013 г. | От 3 000 тыс. руб. | Более чем на 95% автомобиль состоит из своих комплектующих и запчастей. |
TagAZ (ООО «Таганрогский автомобильный завод») | Модели собственной разработки – Vega, Master, Road Parther, Tager (он же SangYong) и Aquila. | Легковые автомобили, малотоннажные грузовики. | Выпускал собственные модели до 2012 г. | От 280 тыс. руб. на вторичном рынке за авто 2010 г. в. | Выпускал автомобили до 2014 г. Занимался сборкой Hyundai, Citroen, JAC, Chery/Vortex и SangYong. |
КамАЗ (Камский автомобильный завод) | 43253, 65207, 4308, 43118, 65117, 5350 | Грузовые машины, спецтехника – бортовые грузовики, тентованный фургон, бортовой с КМУ. | Завод работает с 1976 г. Действующие модели производит с 2007 г., например, КАМАЗ 4308 | От 10 450 000 рублей за модель КамАЗ 4308. | Полный производственный цикл, в том числе есть модификации со своими моторами и коробками передач. |
УАЗ (ООО «УАЗ-Автокомплект» Ульяновский автомобильный завод) | УАЗ Патриот, Пикап, Хантер, | Джипы, кроссоверы, пикапы, тентованые фургоны с бортовыми платформами, внедорожник экспедиционный. | Завод начал работать с 1941 г. С 2005 г. УАЗ Патриот, с 2020 г. УАЗ Пикап. | От 1 442 000 р. УАЗ Патриот. | Полноценный производственный цикл от разработки шасси до комплектации. Некоторые модели комплектуют моторами IVECO, остальные машины комплектуют двигателями ЗМЗ. |
Автоспецоборудование «Силант», расположен завод в Великом Новгороде. | Лесопатрульный комплекс и снегоуборочная машинаSilant 3.3 TD,Silant 3.3 TD-2 | Спецтехника | С 2011 г. был начат выпуск нового семейства специальных видов транспортных средств. | От 2 000 000 руб. | Более чем на 50% выпуск выполняется из отечественных деталей с применением. |
ООО «ПАЗ» (Павловский автобусный завод) | ПАЗ-32053/54, ПАЗ-32053-70, ПАЗ-4234, CITYMAX 9, ВЕККТОР NEXT 8, ВЕККТОР NEXT 7.6. | Автобусы большого, среднего и малого классов на 24-50 мест. | Выпускает автобусы с 2005 г. на территориях производственных мощностях ООО «ПАЗ». | От 5 355 000 руб. модель ВЕКТОР NEXT. | Налажен практически полный производственный цикл с более чем 90% российских комплектующих и деталей. |
ТОП-6 зарубежных марок автомобилей, производимых в России
На многих действующих предприятиях, которые ранее принадлежали европейским компаниям, сейчас в РФ производится сборка азиатских моделей преимущественно из Китая. Подобные заводы расположены в Калининграде и Таганроге. На этих предприятиях до 2022 года производилась сборка автомобилей Хендай, Ситроен, БМВ и подобные им марки. К числу самых популярных заводов относятся:
- Автотор;
- ООО «Автомобильный завод АГР»;
- Москвич или бывший АЗЛК;
- Evolute;
- Haval;
- CHERY.
Название завода | Наименование марки автомобиля | Тип кузова и назначение авто | Начало производства современного модельного ряда | Стоимость, руб. | Условия производства |
---|---|---|---|---|---|
Автотор (Калининградский автомобильный завод). | KAIYI, BAIC и SWM, АМБЕРАВТО А5 и АМБЕРТРАК Work. | Полноразмерные кроссоверы, седаны и рамные внедорожники, пикап, электрические модели. | Завод начал работать с 994 года. | От 1 195 000 рублей для модели KAIYI E5. От 1 300 000 рублей для модели BAIC U5 PLUS. | Сначала занимался сборкой автомобилей европейских и корейских марок, Hyundai, Ford Cargo, KIA, BMW и др. Сейчас собирает модели собственной разработки и китайских брендов. |
ООО «Автомобильный завод АГР» | Solaris HS, Solaris KRS, Solaris HC, Solaris KRX | Седаны, компактные кроссоверы, кросс-хэтчбеки. | Выпуск данного модельного ряда стартовал с 1 апреля 2024 г. из оставшихся машинокомплектов и собственных запчастей. | 2 010 000 за Solaris HS, в комплектации Active Plus. | Сборка машин выполняется из оставшихся машинокомплектов после производства автомобилей Hyundai с заменой брендинговых деталей на собственные фирменные изделия. |
Москвич | «Москвич-3», «Москвич 3е», «Москвич 6» | Городской кроссовер, электрический кроссовер, седан. | С 2022 г. выполняется сборка китайских машин JAC под брендом «Москвич». | 1 690 000 рублей за модель «Москвчи-3» | До 2022 года выпускались автомобили марки Рено. |
Evolute завод «Моторинвест» в Липецкой области | i-Pro, i-Joy, i-Sky, i-Van | Все электрические модели в кузовах седан городской кроссовер и минивэн. | Выпуск электромобилей стартовал в 2022 году. | 1 390 000 руб. | Создавались модели на базе китайских версий электричек с небольшими доработками и новшествами. |
Haval (Тульская область, Узловский район ) | F7, JOLION, M6, DARGO X, DARGO, F7X, POER, KINGKONG POER, F7, H3, H9 и H5 | Городские кроссоверы, пикапы и внедорожники. | Завод начал выпускать первые автомобили в 2019 г. Первая тестовая модель H7 была собрана еще в 2018 г. | 1 899 000 рублей | Производство автомобилей выполняется крупноузловой сборкой с установкой некоторых компонентов отечественного производства. |
CHERY ЗАО «Чери Автомобили Рус» на заводе «Дервейс» в г. Черкесск | Tiggo 9, Tiggo 7 Pro MAX, Tiggo 4 Pro, Arrizo и др. | Кроссоверы разной модификации | Сборка первый автомобилей стартовала в 2006 г. на калининградском заводе «Автотор». С 2014 г. началась сборка в г. Черкесск. | 1 458 000 | Автомобили выпускаются методом крупноузловой сборки из приобретенных машинокомплектов из Китая с незначительным количеством отечественных деталей. |
Остановленные заводы импортных марок, прекратившие работу
В 2022-2023 гг. в России прекратили работу практически все зарубежные компании, которые спонсировали производство автомобилей. Это бренды из Европы, Японии, Кореи, США и других недружественных стран. В России немало закрытых предприятий, которые полностью прекратили работать или на их мощностях были развернуты китайские сборочные компании. В число таких предприятий вошли следующие компании:
- Рено – завод расположен в Москве. Плановая мощность составляла 190 тыс. автомобилей в год. На этом предприятии собирали автомобили Renault и Nissan. Сейчас на нем осуществляется сборка «Москвичей».
- Тойота – завод расположен в Санкт-Петербурге. Сборка японских автомобилей велась с 2007 г. после начала событий 2022 г. компания свернула свою деятельность. До этого времени выпускались модели Toyota RAV4 и Toyota Camry.
- Ниссан – работал с 2009 г. и выпускал в большом количестве модели кроссоверов Qashqai, X-Trail, Murano. На данный момент завод принадлежит институту НАМИ. Никакая сбора не ведется.
- Шкода и Фольксваген – сборка выполнялась на конвейере Горьковского автозавода. Плановая мощность составляла 160 тыс. моделей в год. После 2022 года офис немецких брендов был закрыт.
- Соллерс-Форд – завод находится в Елабуге и сейчас продолжает работу по сборке автомобилей Solaris из оставшихся машинокомплектов. Ранее с конвейера сходили Форд-Транзиты в количестве до 65 тыс. штук в год. Мощности завода проданы нынешнему владельцу предприятия, который организовал сборку моделей Solaris HS, KRS, HC, KRX.
Невзирая на закрытие большого количества заводов по производству иностранных моделей автомобилей, рынок импорта не то, что опустел, а наполнился еще большим количеством машин. Все европейские марки заместили китайские. Сейчас происходит крупноузловая сборка в больших количествах авто Haval, JAC, Chery и другие марки. Также планируется запуск сборки машин OMODA, Jaecoo, Changan, Changan и др. Судя по количеству моделей китайских авто, можно ожидать появления нескольких десятков производств по всей России. Открытие новых сборочных линий всегда сопровождается появлением рабочих мест, новых интересов в автомобильной моде и расширения имеющегося ассортимента. Что касается качества, то на фоне растущей конкуренции китайские инженеры прилагают много усилий, чтобы сделать свои машины лучше других марок.
В каких автомобилях оцинкованный кузов