☰ Все темы
Закрыть

Содержание статьи

Аналитика
38 03.05.2024 11 мин

Цены на железнодорожные рельсы

Содержание статьи

Ситуация с производством железнодорожных рельсов в России неоднозначная — резкий рост может смениться таким же падением и потом опять пойти вверх. Именно такую ситуацию мы наблюдали в последние годы. В 2023 году наблюдался рост, производство увеличилось на 5,5%. Основной вклад внес монополист РЖД, который продолжает модернизацию железных дорог, проводит расширение путей на Восточном полигоне. Растут и цены, причины не только в спросе, но и в повышении себестоимости. В статье анализируем рынок железнодорожных рельсов в России, делаем прогноз на 2024 год.

железнодорожные рельсы

Виды и материал железнодорожных рельсов

 Стальные балки, устанавливаемые на шпалы и используемые для строительства путей по перемещению железнодорожных составов, называют рельсами. Кроме того, по ним передвигается городской транспорт, шахтное и карьерное оборудование, краны, операторские тележки и т.д.

Разбираемся, из чего делают рельсы железнодорожные. При их производстве используют углеродистую сталь, СО2 повышает твердость и износостойкость материала, однако его чрезмерное количество делает металл хрупким, поэтому необходимо выдерживать определенные пропорции. Сталь дополнительно легируют марганцем, кремнием, титаном, другими элементами, которые улучшают характеристики материала.

Рельсы бывают:

  • Для узкой колеи, маркируются Р8, Р11, Р24, используют для прокладки железных дорог и подземных путей в шахтах.
  • Железнодорожные для широкой колеи и стрелочных переводов (Р50, Р65, Р75).
  • Рудничные рельсы железнодорожные Р43, Р33, Р38, используют для коротких подъездных и подкрановых путей на предприятиях и ЖД стациях.
  • Для промышленных предприятий, ширококолейные, маркируют РП 50, РП65, РП75.
  • Крановые, для прокладки подкрановых путей, маркируют КР70, КР80 и т.д.

Кроме того, производят трамвайные, контррельсовые, рамные, усовиковые и другие виды.

Есть классификация по массе, вес 1 метра железнодорожной рельсы самого популярного ширококолейного типа составляет 50; 65 и 75 кг. По наличию отверстий для крепежа различают конструкции с отверстиями на концах и без отверстий.

ЖД поезд

Стандартные размеры

Длина рельса железнодорожного в России для широкой колеи составляет 25 метров. Другие стандартные размеры — 12,5; 50 и 100 метров. Для сложных участков делают рельсы укороченных размеров. Скоростные трассы оборудуют конструкциями в 100 м — чем больше длина, тем меньше сопротивление и тем большую скорость может развить состав. Бесстыковый путь сокращает сопротивление до 7%.

Расстояние между железнодорожными рельсами отличается. Так называемая русская колея, которая использовалась, в том числе в СССР, составляет 1520 мм. Сегодня преимущественно она сохранилась на всем постсоветском пространстве. В Европе в основном составы перемещаются по колее шириной 1435 мм. Другая распространенная ширина железной дороги:

  • Индийская — 1676 мм.
  • Иберийская — 1668 мм.
  • Ирландская — 1600 мм.
  • Капская — 1067 мм.
  • Метровая — 1000 мм.

Лидирующее положение по протяженности занимает европейская (720 тыс. км) и русская (230 тыс. км) колеи. Для метро и трамваев обычно используют узкоколейки.

ГОСТ, перевозка и хранение, спрос

Рельсы производят по определенным стандартам, так как от их качества зависит безопасность перевозок. Приведем пример ГОСТ для основных видов:

  • ГОСТ 51685 2013 рельсы железнодорожные: распространяется на широкие рельсы 1520 мм, введен взамен старого стандарта от 2000 года (ГОСТ Р 51685-2000).
  • ГОСТ Р 51685 2022 рельсы железнодорожные: внедрен в 2022 году для конструкций, используемых в климате УХЛ 1 (умеренный и холодный).
  • ГОСТ 6368 82 рельсы железнодорожные узкой колеи: используют для железной дороги типа Р8, Р11, Р18, Р24.
  • Хранение и перевозка осуществляется в соответствии с правилами:
  • Погрузку и транспортировку необходимо проводить аккуратно, не повреждая материал, не допускается падение с высоты более 1 метра.
  • Хранить на подготовленной утрамбованной площадке с оборудованными водостоками, с максимально близким и удобным расположением к месту установки, параллельно направлению к прокладываемому пути.
  • Основание на площадке необходимо производить из бетонных блоков или некондиционных шпал.

При длительном хранении каждые два ряда уложенных друг на друга рельс необходимо разделять прокладками из старых аналогов или деревянного бруса сечением не менее 100 мм.

Спрос на рельсы

Спрос на этот вид продукции достаточно равномерный в течение года. Ремонтные работы и прокладку новых линий выполняют более активно в теплое время года, однако закупки ведут круглый год. Также спрос зависит от региона, на юге он более равномерный, чем в северной части страны, где основная работа ведется летом.

Рельсовый металлолом  3А и 5А

Рельсы производят из качественной стали, которая со временем изнашивается, а масса железнодорожной рельсы достаточно большая, так что не удивительно, что такие отходы используют в качестве металлолома, тем более, что это не запрещено законом. Весь железнодорожный лом по ГОСТ 2787-2019 делят на 2 типа — 3А и 5А.

Каждый вид отличается, в первую очередь, размерами. Отходы 3А не требуют резки и сразу готовы к переплавке, куски такого лома не должны превышать 80х50х50 см, весить более 300 кг и содержать примесей более 1%.

Куски лома 5А могут быть с любыми размерами, для переплавки они требуют предварительной резки, содержание примесей должно быть менее 1%.

Цена на металлолом 5А ниже, чем на 3А из-за необходимости его резки. Также на стоимость влияет чистота металла, объем партии, регион.

В среднем по России каждый год сдают около 900 тыс. железнодорожного металлолома, среднее время эксплуатации рельс — 10 лет.

События в 2023 году, повлиявшие на цену рельс

Средние цены в 2022 году составили 44708 руб. за тонну, в 2023 году они поднялись до 58579 руб. Рост цен составил более 25%, что вписывается в общую тенденцию подорожания металлопроката и стройматериалов в России.

Цены зависят от спроса, в России его обеспечивает в первую очередь РЖД — компания закупает более 80% всех рельс, причем с 2014 года пользуется продукцией только отечественных производителей. От того, какой объем собирается купить монополист, зависят и цены.

Ситуация с железными дорогами в стране далека от идеальной, только просроченного капремонта на сегодня накопилось 22,5 тыс. км. путей, а ведь есть еще проекты по прокладке новых дорог и плановому обновлению, а это еще 86, 7 тыс. км., которые надо по плану отремонтировать до 2030 года. То есть, работы производителям хватит, если РЖД будет инвестировать в планируемых объемах. Модернизация в первую очередь коснется Транссиба и БАМа.

Есть еще один момент, Россия активно перенаправляет потоки своей продукции на восток (Азия, Персидский залив), пропускной способности действующей инфраструктуры не хватает, поэтому закупки рельс в 2022 и 2023 году резко увеличились.

Важный фактор увеличения спроса — прокладка сухопутного коридора через новые регионы в Крым, на это требуется огромный объем рельсового проката.

Все это повышает спрос и влияет на цены. Отдельно необходимо сказать о производителях, которые после «голодного» 2021 года, когда закупки сократились в 2 раза, что существенно повлияло на прибыль, пытаются наверстать упущенное, в том числе ростом цен на свою продукцию. Как менялись объемы закупок в последние годы можно посмотреть в таблице 1.

Таблица 1. Закупка рельсов РЖД.

Год 2019 2020 2021 2022
Объем закупок 1271 1103 670 943

Данных по 2023 году пока нет, но по 2022 видно, что рост по сравнению с предыдущим годом составил 50% и показатели за 2023 год будут еще выше.

Цены повышались также из-за высокой инфляции, которая влияла на себестоимость. Существенную роль сыграл резко подешевевший рубль, приведший к подорожанию импортируемого оборудования и комплектующих к нему, а также сделал более выгодным экспорт — это влияло на повышение внутренних цен.

График цен на рельсы

Динамику средних цен за 2023—2024 год на ширококолейные рельсы мы показали на графике 1.

График 1. Динамика цен на рельсы (фото: mcena.ru).

Динамика цен на рельсы в 2024 году

Мы видим резкий рост цен в 2023 году и последующее плавное повышение со стабилизацией котировок в 2024 году. Это динамика по средним ценам от нескольких производителей, изменение цены на конкретную марку от одного предприятия могут отличаться.

Цены на рельсы по месяцам за 2023 и 2024 год

Чтобы понять, сколько стоит железнодорожный рельс и как изменялись цены на него в 2023 и 2024 г.г., ознакомьтесь с данными одного из крупнейших производителей в таблице 2.

Таблица 2. Цены на марку Р43.

Месяц/год Цена, руб./тонна
Январь (2023) 56770
Март 62900
Май 66540
Июль 69800
Сентябрь 73400
Ноябрь 75230
Январь (2024) 75660
Февраль 77070
Март 78000

Цены повышались в течение всего исследуемого периода, в прошлом году рост составил более 20%, в 2024 году стоимость уже подросла на 3%.

Мировые цены на рельсы

Железнодорожный транспорт — один из самых дешевых видов, естественно, что его будут активно эксплуатировать в обозримом будущем. Это требует строительства новых железных дорог и модернизацию изношенных линий. По прогнозам до 2029 года планируется ежегодный мировой рост в 3%. В связи с высоким спросом цены растут.

Также на котировки влияет постоянное повышение себестоимости, дорожает энергия, растут зарплаты, инфляция во многих странах бьет рекорды. Лидером по потреблению останется Китай, Индия, Япония. Эти страны активно вкладываются в развитие железных дорог. Например, только Китай инвестировал на развитие 112 млрд. $ в железнодорожные активы, а Индия сегодня, в первую очередь выделяет средства на развитие соответствующей инфраструктуры в Шри-Ланке.

Крупные заводы по производству рельс в России

Россия — один из крупнейших производителей рельс, у нас есть много крупных заводов, выпускающих данный вид металлопродукции. Перечисляем основные.

ПАО «ЧМК»

Компания зарегистрирована в 1993 году в Челябинске. Производит рельсы, а также чугун, сталь, ферросплавы, пиломатериалы. Выручка в 2021 году составляла 176 млрд. рублей, чистая прибыль — почти 9 млрд. руб. Завод находится под санкциями США и Великобритании.

Нижнетагильский металлургический комбинат

Дата регистрации — 1996 год, место — Нижний Тагил, Свердловская область. Кроме рельсов предприятие производит металл и чугун, кокс, удобрения. Выручка составляет 297 млрд. руб., чистая прибыль — 139 млрд. руб. ЕВРАЗ, владелец комбината, находится под санкциями.

Западно-сибирский металлургический комбинат

Зарегистрирован в 2002 году в городе Новокузнецке Кемеровской области. Производит сортовый и горячекатаный прокат, катанку, стройматериалы, добывает железную руду. Выручка составляет 365 млрд. рублей, чистая прибыль — 42,7 млрд. руб. Компания под западными санкциями.

Цена на рельсы будет продолжать расти из-за увеличенного спроса.