☰ Все темы
Закрыть

Содержание статьи

Аналитика
102 10.04.2024 09 мин

Динамика цен на крепеж в 2024 году

Содержание статьи

Крепеж предназначен для соединения элементов конструкций. К этой группе товаров относят болты, гайки, шайбы, металлические ленты, такелаж, саморезы, дюбели, другие изделия. Часто крепеж называют метизами, однако так можно называть только изделия из металла, предметы из полимеров и других материалов к ним не относятся.

В прошлом году крепеж дорожал, что связано как с внутренними, так и с мировыми событиями. Об этом, а также о том, какие цены нас ждут в 2024 году, рассказываем в статье.

События в 2023 году, влиявшие на цену

В России на стоимость влияло несколько событий. Цены на крепеж в 2023 году выросли, в начале 2024 года котировки пока стабильны, но активизация строительства, что связано с потеплением, может привести к дальнейшему подорожанию.

Несмотря на то, что Россия остается одним из крупнейших производителей в мире, тем не менее, она по-прежнему зависима от внешних поставок. Причина — мы до сих пор не делаем многие виды сложного крепежа и на это влияет на нежелание компаний производить нужный ассортимент, а санкции.

Например, по оценкам экспертов, даже сейчас, после внедрения программы по импортозамещению, 50—70% некоторых видов болтов, саморезов и гаек мы можем купить только из-за границы.

Во-первых, есть проблемы с некоторыми видами сверхпрочных сталей, которые или не делают, или лишь ограниченно производят отечественные предприятия.

Во-вторых, есть сложности с поставками оборудования, которое раньше импортировали в основном из стран Запада, а сегодня, по понятной причине, эта задача усложнена. Станки поступают или по параллельному импорту, что увеличивает цену и сроки доставки, или не поступают вообще — это не дает производителям расширять ассортимент. Сюда же отнесем проблемы с поставками запчастей для уже работающего оборудования, что усложняет или делает невозможным ремонт.

В-третьих, низкий курс рубля, который мы видели в прошлом году, сделал выгодными поставки полуфабрикатов (прутков и проволоки) для изготовления крепежа на экспорт. Зачастую из этого сырья производят тот же самый крепеж, который возвращается в страну уже по более высоким ценам.

Вот эта зависимость от зарубежных поставок серьезно и повышает стоимость болтов, гаек, такелажа и т.д. Кроме этого, на рынок влияют и другие события:

  • Высокая инфляция и, соответственно, рост цен на сырье, энергию, повышение зарплат — все это  ведет к подорожанию продукции.
  • Высокие процентные ставки, введенные Центробанком РФ в 2023 году, увеличили стоимость кредитов и усложнили расширение бизнеса, что повлияло также на производство, ограничило рост предложения.
  • Повышенные темпы строительства жилых объектов и инфраструктуры, стимулируемые государственными программами, увеличили спрос: именно сюда идет основной объем стройматериалов, в том числе крепежа.

Дополнительно на цены, спрос и предложение влияет сложная цепочка поставок, характерная для этой отрасли, что ведет к удорожанию крепежа для розничной и мелкооптовой торговли.

ГОСТ, основные товары и аналоги

Крепеж должен соответствовать определенным стандартам, среди них:

  • Российский ГОСТ.
  • Немецкий DIN.
  • Международный ISO.
  • Европейский EN.

Есть таблицы, в которых приводится соответствие одного стандарта к другим. Например, заклепка с полукруглой головкой, произведенная по ГОСТ 10299-80 соответствует DIN 124 и ISO 1051, а установочный винт ГОСТ 1478-93 соответствует ISO 7435 или DIN 417.

В СССР крепеж стандартизировался по ГОСТ 27017-86. Изделия ответственного назначения обязательно должны иметь сертификаты соответствия стандарту.

По назначению крепеж делят на:

  • Строительный.
  • Мебельный.
  • Автомобильный.
  • Железнодорожный.

Наиболее распространен строительный, который делят на такелажный (стальные канаты, металлические ленты), анкерный, метрический, специальный и т.д. Самостоятельной группой идут шурупы и саморезы.

К отдельному виду можно отнести электроды для сварки, с их помощью мы получаем неразрывное соединение. Их используют для скрепления не только металлов, хотя это и основной материал, но и пластика, керамики и т.д.

Такелажный крепеж бывает жестким и гибким, его применяют не только на судах, но и в строительной сфере. Гибкий такелаж — это, прежде всего, цепи, тросы и стальные канаты. Последние производят из стальной или нержавеющей проволоки, свитой по спирали. Проволока может отличаться по механическим характеристикам (прочности, жесткости), от чего зависит и свойства каната. Используют для подъема и транспортировки грузов, канатом соединяют и закрепляют подъемный механизм с предметом.

Отдельно выделим металлическую ленту — это один из видов мебельного крепежа. Ее используют для соединения деревянных деталей, например, в мебельном производстве. Лента имеет отверстия для другого крепежа, ее толщина обычно не превышает 2 мм.

График цен на крепеж

Как менялись цены на отдельный вид, в данном случае на болты, показано на графике 1.

График 1. Цены на болты с неполной резьбой, руб./кг. (фото: mcena.ru).

Цены на болты с неполной резьбой, руб./кг.

Мы видим, что пик роста наблюдался еще в доковидные времена, в 2017 году, потом произошел резкий спад. Сегодня мы наблюдаем более-менее стабильные котировки.

Цены на крепеж по месяцам в 2023 и в 2024 году

Ознакомьтесь с ценами в 2023 и 2024 году. Для примера мы взяли стоимость стального каната диаметром 11 мм.

Таблица 1. Цены на стальной канат, руб./метр.

Месяц Цена, руб./метр
Сентябрь 57,4
Октябрь 58,6
Ноябрь 57,6
Декабрь 55,8
Январь 61,7
Февраль 62,2
Март 63,2

Мы видим, что цены на этот вид постепенно растут, следуя за инфляцией и котировками на другие стройматериалы. С начала года также наметилось небольшое подорожание. Сегодня покупки активизировались, что связано с подготовкой к строительному сезону.

Мировые цены на крепеж

Мировые цены на крепеж повышались, однако, в первую очередь это было связано не с повышением спроса, а с высокой инфляцией. Как известно, этой болезнью страдают многие западные страны. Инфляция повышает стоимость сырья, электроэнергии, расходы на заработную плату, что увеличивает себестоимость конечного продукта.

Играют роль в подорожании высокие процентные ставки, характерные не только для России, но и для Европы, США. Это привело к удорожанию кредитов и не может не сказываться на стоимости производства.

Геополитическая напряженность между странами Запада и КНР привела к тому, что производство крепежа стало перемещаться из Китая в другие страны, в первую очередь в Индию и Мексику. Это нарушило логистические цепочки, на время усложнило поставки, в некоторых регионах создало определенный дефицит, что также повлияло на цены.

Если анализировать спрос на отдельные виды, то можно наблюдать разнонаправленную картину. Например, спрос на крепеж для автомобильной промышленности достаточно активно растет и уже к 2029 году он увеличится на 14 млрд. $ в денежном эквиваленте — с 60 до 74 млрд. $. или на 4,13% ежегодно (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Мировой рынок автомобильного крепежа ( фото: Mordor Intelligence).

Мировой рынок автомобильного крепежа

Основным локомотивом роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион, который уже сейчас является крупнейшим потребителем в мире.

Будут повышаться в ближайшие 5 лет цены и на аэрокосмический крепеж из-за увеличения производства в первую очередь самолетов, прогнозируется ежедневный рост потребления в 2,6%.

В общем, крепеж в мире дорожает и будет далее повышаться в цене, рост инфляции и потребление станет толчком к этому.

Крупные заводы в России по производству крепежа

В Российской Федерации достаточно предприятий по производству крепежа, перечислим одни из основных.

ООО ЗВК «БЕРВЕЛ»

Компания была зарегистрирована в 2012 в Рязани. На предприятии работает 274 сотрудника. Основное производство — изготовление крепежа, дополнительно делают проволоку, стальные прутки, наносят покрытия на металлы. Предприятие заработало 3,24 млрд. рублей, чистая прибыль составила 388 млн. руб. Не находится под санкциями.

АО «БЕЛЗАН»

Предприятие зарегистрировано в 2002 году в городе Белебей, республика Башкортостан. В компании работает более 2000 сотрудников. Кроме производства крепежа предприятие изготавливает инструмент, занимается обработкой металлов. Оборот компании составляет 5,36 млрд. рублей, чистая прибыль — 176 млн. руб. Санкции не введены.

ООО «Узком»

Компания зарегистрирована в 2010 году в Екатеринбурге, число работников не предоставляет, производит крепеж, дополнительно осуществляет торговлю неспециализированными товарами. Оборот компании — 186 млн. рублей (2021 год), чистая прибыль — 10,5 млн. рублей. Санкции не введены.

ООО ПКФ «Катер»

Компания зарегистрирована в городе Набережные Челны в 2016 году. На предприятии работает около 50 сотрудников. Производит крепеж, а также металлические и строительные конструкции, обработку металлов. В 2022 году компания заработала 132 млн. руб., чистая прибыль составила почти 4 млн. руб. Предприятие не находится под санкциями.